Можно ли добиться чистого воздуха в наших мегаполисах?

06 февраля 2021

Руководитель проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Александр Власов ответил в интервью, кто больше наносит вреда - промышленность или транспорт, которым забиты улицы городов?

Специально для Радио «Комсомольской правды», слушать здесь.

Аудиторы Счетной палаты указали в недавнем отчёте на срыв программы по снижению выбросов в крупных промышленных центрах. Причина - не освоено финансирование в рамках нацпроекта, более того, на 2021 и 2022 годы финансирование также планируется сократить на 65% и на 60% соответственно. Как тогда достичь показателей, установленных майскими указами Президента? В этом году из средств, выделенных на снижение выбросов в крупных промышленных центрах, возвращено 15 млрд рублей.


В целях обеспечения реализации федерального проекта Росприроднадзором обеспечивается подписание четырехсторонних соглашений между Минприроды России, Росприроднадзором, высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и компаниями о взаимодействии в рамках выполнения мероприятий по реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в рамках федерального проекта.

На текущую дату в общей сложности подписано и зарегистрировано 33 соглашения по реализации федерального проекта по 10 регионам с конкретным перечнем инвестиционных мероприятий, направленных на снижение выбросов в атмосферный воздух на общую сумму внебюджетного финансирования в размере 473,54 млрд руб.

Плановый экологический эффект мероприятий, реализуемых за счет внебюджетных средств в рамках федерального проекта составляет 1 501 тыс. тонн снижения выбросов, из них в г. Норильске – 1 296,98 тыс. тонн.

По состоянию на 30.09.2020 освоено 243,15 млрд руб. Фактический экологический эффект составил 49,19 тыс. тонн.

Мероприятия, реализуемые за счет внебюджетных средств, выполняются в плановом режиме.

Кроме того, проектным офисом федерального проекта «Чистый воздух» совместно с Субъектами Российской Федерации ведется работа по инициированию новых инвестиционных проектов, направленных на улучшение экологической ситуации в городах-участниках федерального проекта, для обеспечения достижения целевых показателей федерального проекта в условиях ограниченности бюджетных инвестиций.

Указанная задача требует привлечения экспертного и научного сообщества. В рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» стратегическими партнерами Росприроднадзора являются Российский фонд прямых инвестиций и АНО «Инновационный Инжиниринговый Центр», организовано взаимодействие с ПАО «Газпром» и другими компаниями нефтегазовой отрасли.

С целью подготовки предложений по совершенствованию нормативно-методологической базы в части охраны атмосферного воздуха проектным офисом федерального проекта «Чистый воздух» организовано взаимодействие с Московским государственным университетом, а также Сибирским отделением Российской академии наук.

С целью подготовки предложений по совершенствованию нормативно-методологической базы в части расчета выбросов от транспорта организовано взаимодействие с Московским автомобильно-дорожным университетом.

В ближайшее время планируется заключение соглашений о взаимодействии с указанными ВУЗами в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух».

Одним из инструментов снижения выбросов является проведение комплексного аудита технологических процессов предприятий, источников выбросов в атмосферный воздух и предлагаемых программ по модернизации производств с целью их достаточности для решения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации, а также подготовки предложений по внедрению максимально эффективных решений на предполагаемый объем инвестиций с ориентацией на доступные на отечественном рынке технологии и решения.

На одном из предприятий металлургической промышленности уже ведется указанная работа. В результате анализа технологических процессов сделан вывод о возможности дополнительного снижения выбросов.

Кроме модернизации производства, требующей существенных финансовых вложений, существуют и малозатратные решения, позволяющие снизить концентрацию загрязняющих веществ в воздухе. Так, например, для предприятий цементной промышленности существуют технологии удаления отходов производства путем сбора пыли и повторного вовлечения в производственный процесс.

Пример таких технологий мы видели на одном из цементных заводов в центральной части России. При этом существует возможность привлечения сторонних организация для реализации отдельных мероприятий.

За счет подбора оптимальных технологических решений мы и решаем запрос общества на повышение качества жизни и улучшение экологической ситуации в городах.

В соответствии с пп. «в» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ) в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» установлен новый целевой показатель в части обеспечения качества атмосферного воздуха, а именно: снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза. Какие изменения в связи с этим планируются в части федерального проекта «Чистый воздух»?

В новой редакции паспорта федерального проекта предусмотрен показатель «Снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта». Вследствие этого ожидается уточнение перечня мероприятий, относящихся к федеральному проекту.

После 2024 года планируется уточнение перечня городов, участников федерального проекта, для которых будет установлен целевой показатель по снижению объема выбросов опасных загрязняющих веществ.

Кроме того, (в соответствии с пунктом 2 раздела 1 протокола проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 01.10.2020 № 8 целевые показатели федерального проекта «Внедрение НДТ», а именно: «Количество выданных комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на атмосферный воздух и реализующим программы повышения экологической эффективности с применением наилучших доступных технологий для снижения выбросов в крупных промышленных центрах России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, и Читу» и «Количество объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, прошедших модернизацию, в том числе и с использованием наилучших доступных технологий и/или с использованием инструментов зеленного финансирования в крупных промышленных центрах России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, и Читу, нарастающим итогом», планируются к включению в федеральный проект «Чистый воздух». принято решение о включении мероприятий федерального проекта «Внедрение НДТ» в федеральный проект «Чистый воздух».

Модернизация производства с использованием новых более экологичных технологий, безусловно, способствует снижению выбросов. С включением указанных показателей в федеральный проект «Чистый воздух» расширяется спектр задач, стоящих перед проектным офисом. Кроме мониторинга объемов выбросов и оценки эффективности реализованных мероприятий появляются задачи, связанные с оценкой экологической эффективности технологий до момента их внедрения на производстве на этапе согласования программы повышения экологической эффективности.

Одна из задач, которую мы видим для себя в связи с этим – это организация трансфера технологии от производителя до потребителя и сопровождение проектов по внедрению технологий, а также создание кооперационных цепочек (поиск возможных коопераций в рамках программ госкорпораций и корпораций для снижения итоговой стоимости проектных решений).

При решении этой задачи можно выделить три основных кластера:

  1. Научно-технический кластер (научное сопровождение, инжиниринг и производство оборудования);

  2. Экологический кластер (апробация технологий, в том числе для объектов накопленного вреда);

  3. Инфраструктурный кластер (создание операторов по внедрению технологий).

Кроме того, у предприятий и поставщиков оборудования появляется возможность получить субсидию государства и/или преференциальную поддержку в рамках внедрения наилучших доступных технологий.

Когда появится комплексная информационная система мониторинга чистоты воздуха с учетом фактических данных по выбросам?

Для обеспечения органов государственной власти, организаций и населения информацией о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния создается федеральная государственная информационная система мониторинга качества атмосферного (ФГИС МКАВ).

01.09.2020 года Правительством РФ утверждена Концепция создания комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации. Пилотным проектом предложена ФГИС МКАВ.

Согласно Концепции, Система представляет собой комплекс решений, предназначенный для сбора, хранения, обработки, анализа, предоставления и распространения информации о состоянии окружающей среды на территории России, на основе интеграции имеющихся и планируемых к развитию и созданию информационных ресурсов министерств и ведомств, субъектов РФ, других участников государственного мониторинга окружающей среды.

Основной целью создания Системы является всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменения.

Такое информирование будет обеспечиваться в рамках единого информационного пространства.

Технологическая архитектура будет базироваться на модуле «Воздух», который создается в рамках разработки ФГИС МКАВ и является первым этапом реализации Комплексной системы.

Окончательный перечень и содержание Системы будут уточнены и дополнены в ходе её проектирования, создания и развития.

В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается проект технического задания Комплексной системы и дорожная карта реализации проекта. Планируемый срок ввода в эксплуатацию - 2023 год. Создание Системы будет основано на максимальном использовании результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти.

Прозрачность и доступность данных экологического мониторинга для широкого круга пользователей позволит снизить количество конфликтных ситуаций и претензий по проблемам экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Мы сегодня знаем, сколько, кто и каких ядовитых выбросов в атмосферу производит в стране в разрезе по регионам и в динамике?

В настоящее время сведения о выбросах подаются природопользователями ежегодно по форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Кто такую программу способен разработать и каким образом собрать объективные фактические, а не расчётные данные?

Письмом Минприроды России от 16.03.2020 № 01-13-07/6653 в Правительство Российской Федерации внесен проект распоряжения, предусматривающий определение государственной корпорации «Ростех» единственным исполнителем работ по созданию ФГИС МКАВ. Указанный проект распоряжения не принят Правительством Российской Федерации.

До настоящего времени единственный исполнитель работ по созданию ФГИС МКАВ не определен, в связи с этим работы по проектированию ФГИС МКАВ не начаты.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено требование о наличии/создании системы автоматического контроля для объектов I категории с целью обеспечения автоматических измерений и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Какая доля в загрязнении воздуха, которым мы дышим, принадлежит промышленным предприятиям и какая авто и ж/д транспорту? Какая динамика?

Действующая методика расчета совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утв. приказом Росприроднадзора от 29.03.2019 № 116) не учитывает объем выбросов от авиатранспорта. Объем выбросов от передвижных источников рассчитывается как сумма выбросов от авто и железнодорожного транспорта.

Согласно данным статистической отчетности доля выбросов от передвижных источников в совокупном объеме выбросов городов-участников федерального проекта «Чистый воздух» составляет от 0,5% до 52%.

За период реализации федерального проекта «Чистый воздух» снижен совокупный объема выбросов загрязняющих веществ во всех городах, кроме Норильска, при этом к концу 2022 года планируется снижение валовых выбросов в г. Норильске на 75% по сравнению с 2017 годом за счет комплекса мероприятий по модернизации Медного и Надеждинского металлургических заводов Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель».

Рост выбросов от передвижных источников отмечен в г. Липецке,
г. Красноярске и г. Магнитогорске.

Существенное снижение выбросов от передвижных источников в г. Челябинске обусловлено в том числе реализацией комплексной программы по переводу общественного транспорта на газомоторное топливо, в рамках которой уже закуплено 66 автобусов, использующих в качестве моторного топлива природный газ, построены газозаправочные станции. Кроме того, в рамках реализации федерального проекта Правительством Челябинской области совместно с проектным офисом федерального проекта «Чистый воздух» разработана дорожная карта, предусматривающая в том числе оптимизацию маршрутной сети и создание центра ремоторизации.

Как добиться заметного снижения выбросов в ближайшие 2-3 года, что нужно сделать для заметного решения проблемы чистого воздуха в мегаполисах?

Кроме мероприятий, направленных на снижение выбросов от промышленных предприятий, ТЭЦ и котельных, комплексными планами мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предусмотрены мероприятия, направленные на снижение выбросов от транспорта и частного сектора, а также мероприятия по озеленению территорий городов.

Несмотря на то, что мероприятия по озеленению не оказывают влияния на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, они способствуют снижению концентрации загрязняющих веществ в приземном слое, за счет поглощения пыли и токсических веществ.

Важной задачей являются мероприятия по обновлению подвижного состава общественного транспорта и необходимой инфраструктуры для электротранспорта (трамвайные пути, троллейбусные линии), степень износа которой в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух» достигает 80% - 90 %. Обновление подвижного состава кроме прямого снижения выбросов способствует увеличению спроса на услуги общественного транспорта и снижению интенсивности транспортного потока за счет отказа от использования личного авто в часы пик. Так на примере Москвы мы видим, что все больше людей предпочитают использование общественного транспорта за счет повышения его комфортабельности.

При этом необходимо отметить важность применение комплексного подхода к мероприятиям по снижению выбросов от транспорта: это не только замена подвижного состава, но и оптимизация маршрутной сети, дорожное строительство, создание необходимой инфраструктуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере обслуживания и ремонта газомоторной техники.

При переводе общественного транспорта на газомоторное топливо мы также решаем задачу по увеличению потребления природного газа в качестве моторного топливо в рамках достижения дополнительного целевого показателя федерального проекта «Чистый воздух».

Снижение выбросов от частных домовладений - еще одно направление нашей работы. Несмотря на то, что выбросы частного сектора значительно ниже, чем от промышленных предприятий, они оказывают существенное влияние на концентрацию загрязняющих веществ в приземном слое (в том числе мелкодисперсных частиц и бензапирена) за счет низкой высоты источников загрязнения.

В настоящее время проектным офисом совместно с Сибирской генерирующей компанией ведется работа по подготовке программы снижения выбросов от частного сектора в г. Красноярске. Возможные решения это:

- перевод частных домовладений, не подключенных к системам центрального отопления, на электрическое отопление;

- перевод домов частного сектора на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ города;

- перевод домов частного сектора на газовое отопление;

- использование более экологичных видов топлива.

Кроме того, немаловажный вопрос – это ликвидация накопленного ущерба, в том числе, от угольной генерации и металлургической промышленности, а также по утилизации твердых коммунальных отходов и других видов отходов, так как объекты накопленного ущерба оказывают непосредственное влияние на качество атмосферного воздуха и экологию в целом.

В настоящее время проектным офисом ведется работа с предприятиями-участниками федерального проекта «Чистый воздух» по внедрению технологии химического капсулирования для утилизации золы уноса ТЭЦ. Применение указанной технологии позволит получить из отходов производства товарную продукцию, которую можно реализовывать по следующим направлениям: продажа обезвреженного продукта как удобрения, рекультиванта кислых почв, строительного материала для отсыпки дорог и технологических площадок.

Также прорабатывается вопрос создания в г. Красноярске полноценной системы по обращению с отходами. Для того, чтобы решить такую задачу предлагается:

На первом этапе создать завод по переработке отходов по технологии плазменной газификации. Завод будет производит тепловую энергию для потребления населением или тепличным комплексом. Предлагаемая технология позволяет утилизировать все виды отходов, производимые человеком (бытовые, промышленные, медицинские, химические, канализационные стоки очистных сооружений, шлаки и т. д.), но на первом этапе будет утилизировать только ТКО.

На втором этапе создать сортировочный завод с полным циклом переработки и разделения мусора и производством вторичного сырья для дальнейшего использования в товарном обороте. Все компоненты, подлежащие переработке и имеющие ценность, будут извлекаться. При этом «хвосты» будут направляться не на захоронение в полигон, а на создание тепловой энергии на завод по переработке отходов по технологии плазменной газификации.

На третьем этапе можно создавать систему раздельного сбора, так как уже будет куда направлять те или иные виды отходов.

Другая последовательность действий приведет только к созданию новых проблем и неэффективному использованию финансовых ресурсов.

Реализация таких проектов позволит не только улучшить экологическую ситуацию в городах, но и получить выгоду от реализации полученной продукции (в приведенных примерах: удобрение / рекультивант / строительный материал, полученные из золы уноса, и теплоэнергия, полученная при сжигании бытовых отходов.

Одним из целевых показателей федерального проекта является «Уровень социальной удовлетворенности граждан». Каким образом организовано взаимодействие с обществом в рамках реализации федерального проекта, есть ли обратная связь?

С целью обсуждения существующих проблем и предложений по их решению проводятся мероприятия по публичному обсуждению реализации федерального проекта в городах-участниках федерального проекта с участием всех референтных групп.

В октябре в г. Красноярске состоялась рабочая встреча Руководителя Росприроднадзора С.Г. Радионовой с представителями общественных организаций
г. Красноярска. На площадке проектного офиса аккумулированы предложения общественных организаций по решению существующих экологических проблем, в том числе направленные на совершенствование действующих нормативно-правовых актов и реализацию локальных природоохранных проектов.

Какие задачи вы как руководитель проектного офиса ставите перед собой в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух»?

Кроме мониторинга и контроля реализации мероприятий, запланированных в рамках федерального проекта, приоритетной для нас задачей является поиск и внедрение существующих экологичных технологий, способствующих снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, методическое консультирование и сопровождение природоохранных проектов, а также формирование портфеля инвестиционных проектов, направленных на снижение выбросов, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Проектным офисом был проведен опрос предприятий с использованием электронной формы анкеты, результаты которого подтвердили потребность предприятий в методической поддержке в части поиска технологий:

  1. 63% респондентов подтвердили потребность в методической поддержке.

  1. Более 40% респондентов отметили, что помощь в поиске решений и технологий, будет содействовать реализации мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха

  1. Более 40% респондентов указали на необходимость изменения технологических процессов на предприятии

Кроме того, хочется отметить важность экопросветительских проектов для школьников, одним из которых является научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экологический патруль».

Задачами проекта являются: вовлечение детей школьного возраста в процесс экологического мониторинга, повышение квалификации педагогов в области экологии, а также формирование экологически акцентированного мировоззрения в целом.

В рамках проекта «Экологический патруль» школьником будет предложено выполнить ряд заданий с использованием цифровых датчиков.

Проект реализуется при поддержке Росприроднадзора и Министерства просвещения Российской Федерации. Разработчиками проекта являются Федеральный детский эколого-биологический центр и Фонд Бортника.

Поделиться: